Рабочее совещание с руководителем КИО и бизнесом

В договор на пользование госимуществом будут вносить изменения

На площадке уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга Валерия Калугина обсудили, как можно изменить типовой договор на пользование госимуществом — земельными участками и помещениями, какие пункты нужно точно из него исключить и что добавить. Новый председатель КИО Сергей Макаров шутил и смеялся, вообще вся встреча прошла в удивительной для сектора доброжелательной атмосфере. 


Кроме уполномоченного Валерия Калугина и врио председателя комитета имущественных отношений Сергея Макарова в условном президиуме встречи расположились зампред КИО Кирилл Федоров, зампред ККИ Дмитрий Абашев и представитель прокуратуры Юлия Козаченко. Неподалеку были замечены также Елена Подгорная, начальник управления потребительского рынка КППИТ, Андрей Туркин, начальник управления КИО по распоряжению земельными участками. Самые активные предприниматели сели в первые ряды условного зала, на минимальном расстоянии от чиновников, и расстояние между бизнесом и властью было сокращено предельно.

Сергей Макаров сразу сказал, что он совершенно точно знает, откуда берется его зарплата и потому он намерен договориться о регулярных встречах с бизнесом — «хочу, чтобы комитет стал более открытым», — сказал он. Все вопросы и проблемы, связанные с договором, нужно свести к системным вопросам и решить. И в дальнейшем вопросы он делил на «кейсы» и «системные». Велся протокол.

Бизнес в преддверии этой встречи внимательно изучил типовой договор. «В договоре 103 пункта и из них 36 пунктов посвящены его прекращению, — говорит участник встречи Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг», — из них 12 по суду, остальные — в одностороннем порядке».

Ох, уж этот уголок

Одним из примеров участившихся случаев проверок согласно пунктам договора стало наличие уголка потребителя, которого проверяющие из комитета по контролю за имуществом (ККИ) (этот комитет занимается только проверками-Ред.), искали даже на лотках и тележках — за него полагается штраф размером в годовую арендную плату и расторжение без суда. Сергей Макаров согласился, что с этим пунктом договора нужно что-то делать, а к нарушениям вводить «профилактический подход».

Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», привел пример функционального назначения торгового объекта, нарушение которого ведет к расторжению договора. «Это кофе и пирожок. Если киоск продает пирожки, то это торговля и она является функциональным назначением объекта. Но если в этом киоске к пирожку продали кофе, то уже нарушается функциональное назначение объекта и это грозит расторжением договора», — рассказал Владимир Меньшиков. Первый раз за это полагается штраф, второй раз — прекращение. Этот пункт, по мнению предпринимателей, нужно менять.

Ашот Эфендиев, генеральный директор ООО «Монолит», дополнил тему своим примером — ему на перевод назначения своего объекта понадобилось 6 месяцев. «6 месяцев за одну чашечку кофе! — воскликнул он, — перевели наконец, но внесли в договор новых 7 пунктов: среди них такой — обеспечить проход по тротуару шириной 3 м, но — в постановлении о Схеме размещения НТО черным по белому написано — 1,5 м! Почему?» — задался вопросом Ашот Эфендиев.

Второй пункт, к которому привлек внимание глава «Союза малых предприятий», это выход за границы отведенного участка. «Было бы серьезным нарушением, если бы у него договор был в Рыбацком, а он поставил ларек на Дворцовой площади, но выход на полметра или метр, и например, это происходит в Купчино — зачем за это нужно расторгать договор?», — спрашивал Меньшиков.

Размещение нечеткое

Вообще с размещением согласно Схеме размещения у бизнеса много вопросов к КИО. Когда предприниматель выигрывает участок на торгах, отметила Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», ему дают выписку из РГИС и там только ориентиры от каких-то точек рядом. Хорошо, если это на городской улице и можно сориентироваться по зданию рядом. А если участок на пляже в Сестрорецке и рядом только прибой и сосны? Ориентироваться по плану в таких условиях сложно, подчеркнула глава организации, а ККИ приезжает сразу, штрафы за несоответствие размещению — вполне реальные. Это вопрос геодезии, ответил на это Сергей Макаров. Предприниматель не обязан быть геодезистом, парировала Тихонова-Гришина.

  • Также если 6 месяцев участок не используется в соответствии договору, то он также расторгается. Но у нас на присоединение к сетям отводится до 2 лет, подчеркнула Янина Гришина. Она согласилась, что сейчас «Россети Ленэенрего» стали гораздо расторопнее и договор заключается быстрее, но такая ситуация, когда подключения ждут дольше 6 месяцев вполне реальна.

Снос за баночку пива

Также внимание председателя КИО привлекли к такой проблеме, как нарушения алкогольного законодательства. Продажа алкоголя в торговых павильонах запрещена. Но если объект большой, предприниматель может часть площади сдать в субаренду — субарендатор мог продать банку пива, и за это полагается расторжение договора всему объекту. Такие случаи бывали: «СДП» писал о том, как в поселке Металлострой снесли павильон площадью 1300 м2, по сути небольшой торговый комплекс, где бутылку пива продал субарендатор — федеральная торговая сеть.

Сергей Макаров привел свои примеры — есть ларьки, которые открыто торгуют сигаретами и вейпами. «И что, нам не обращать внимание на это?», — спросил он. За ошибки следует платить. Елена Подгорная добавила, что баночка пива в любом случае запрещена — такой федеральный закон.

Опять куар-коды

Новая беда в дополнение к уголкам потребителей — это куар-коды. Не только куар-коды «ковидные» («СДП» писал о ом, что 121-ое ковидное постановление правительства Петербурга действует), а теперь требуют и куар-код, который показывает, что киоск или павильон размещен законно — ведет на схему РГИС. «Этот код выдают в течение месяца после заключения договора, а если ККИ придет раньше», — спросила Тихонова-Гришина.

Аппарат вырос

Как заметил зампредседателя КИО Кирилл Федоров, у нас целый большой комитет, который занимается только проверками. В прежние времена 13 девушек в районном КУГИ работали и собирали плату и бюджет наполнялся исправно. Сейчас огромные комитеты, огромный аппарат, следить все труднее, а эффективность всех этих структур спорна.

«Мы за честный бизнес и стремимся защищать его», — сказал Дмитрий Абашев. Омбудсмен в свою очередь заметил, что количество проверок в этом году уменьшилось в два раза. Но вот число обследований растет, отметили предприниматели.

Связь с КИО

Также предприниматели обратили внимание нового руководства КИО на оповещения: они, например, о результатах проверок, они часто посылаются по почте, которая может быть неактуальной, и предприниматель о важных вещах — штрафах и других наказаниях, даже о расторжении с ним договора, узнает постфактум. КИО очень просили пользоваться электронной почтой и телефоном. На что представители комитета заметили, что бизнес должен в свою очередь чаще пользоваться сайтом Госуслуг — государство держит курс на цифровизацию, и от этого никуда не деться.

  • Также предприниматели высказали пожелание к договору — получил предприниматель участок — 6 м2. Ну какая разница, будет держать он на нем торговую тележку или лоток? Ну зачем за этим следить государству? Упростите процедуру.

Предприниматель Олег Ванюков из Красносельского района обратил внимание на проблему автосервисов. Если участки, где расположены автосервисы исключают из Схемы размещения, то новых их арендаторы не получают — земли под автосервисы в городе нет. Ванюков предложил увеличить срок на расторжение договора — перенести ларек на новое место — это одно дело, перенести автосервис на 500 м2 — это совсем не простое дело, разобрать все и затем собрать.

Помещения 500-600 м2 — где вы

Коснулись и вопроса помещений, принадлежащих городу. Вопрос задала предприниматель Виктория Тишина, активный участник проекта «Петербургский дизайн». «Мы — растущее предприятие легпрома, — рассказала она, — и хотели бы арендовать помещение под производство. Но в городе, а не пригороде в промзоне. У нас работают дизайнеры и технологи и работать за город они не поедут. В перечне помещений для малого бизнеса — только подвалы и полуподвалы, — уточнила Виктория Тишина, — а на торги как раз выставляются подходящие для нас помещения — площадью 500-600 м2. Можно было бы предоставлять такие помещения целевым образом тем предприятиям, которые занимаются импортозамещением?».

Однозначного ответа на свой вопрос Виктория Тишина не получила: торги являются наименее коррупциогенным способом распределения госпомещений, по словам Кирилла Федорова.

Источник: https://svoedeloplus.ru/2024/06/22/v-dogovor-na-polzovanie-gosimushhestvom-budut-vnosit-izmeneniya/